Thursday, April 09, 2009

«Ты убил Распутина?»

Первый перевод мемуаров князя Феликса Юсупова был сделан Еленой Кассировой в 1998 году, а издан только в 2003. Вот отрывок из этой книги.

Из мемуаров князя Юсупова.

Несколько дней спустя с гор заявилась новая банда — морская кавалерия, головорезы, которых боялись даже большевики. Бандиты, вооруженные до зубов, верхом на краденых лошадях влетели к нам на двор с красными флагами. На флагах многообещающее: «Смерть буржуазии!», «Смерть контрреволюционерам!», «Смерть собственникам!». Кто-то из слуг прибежал ко мне в панике и сообщил, что бандиты требуют есть и пить. Я вышел. Двое матросов спешились и подскочили ко мне. Лица скотские. На одном — брильянтовый браслет, на другом — брошь, гимнастерки в крови. Они пожелали говорить со мной. Я послал всю шайку на кухню, а этих провел к себе. Ирина посмотрела на гостей с недоумением. Я велел принести вина. Уселись мы вчетвером, словно поболтать дружески. Бандиты не смущались, во все глаза разглядывали нас. Внезапно один спросил, правда ли, что я убил Распутина. Когда я сказал, что правда, они выпили за мое здоровье и заявили, что, коли так, бояться ни мне, ни семье моей немею. И принялись похваляться подвигами против «беляков». Заметив гитару, попросили, чтоб я им спел. Пришлось петь. К счастью, прекратилась похвальба. Я пел, они подпевали припев. Бутылки быстро пустели. Гости становились всё весе-лей. Мои родители, помещаясь в комнатах прямо над нами, вернo, удивлялись, откуда такое веселье. Кончилось всё хорошо. На прощанье они долго жали нам руки и рассыпались в благодарностях. Потом вся шайка вскочила на лошадей, приятельски помахала и унеслась со знаменами, надписи на которых сулили нам смерть.


А вот как этот жен эпизод ( со слов работника Юсуповых) описан Полиной Карамановой. Вряд ли она была знакома с мемуарами Юсупова.

Из автобиографической повести Полины Карамановой.

Через несколько дней к нам вечером пришел наш знакомый Алексей, старый служащий князей Юсуповых, он рассказал интересную историю, происшедшую во дворце Юсуповых.

Услышав, что кто-то приехал, рассказывал Алексей, он вышел на парадное. Подкатила парная тачанка. Из нее соскочило трое мужчин в кожаных куртках, в брюках галифе, заправленных в сапоги. Алексей не успел ничего у них спросить, как к парадному подкатил автомобиль, и молодой князь Юсупов быстро взбежал по ступенькам.

- Что вам угодно, господа? – обратился он к приезжим.

- Мы не господа, - неприязненно взглянув на князя, сказал приезжий. Мы комиссары Красной Армии.

- Извините, пожалуйста, - улыбнулся князь. – Так чем могу быть вам полезен?

- Мы хотим видеть человека, - сказал комиссар, - который расправился с этой гадиной Распутиным.

- Это я! – чуть улыбнулся князь.

- Вы? – удивился комиссар. – Действительно, стройный, изящный молодой князь больше походил на милого юношу, чем на убийцу.

- Мы пришли поблагодарить вас, - уже более уважительным тоном сказал комиссар, - за этот геройский поступок.

- О, не стоит благодарности, - усмехнулся князь, - это было так давно… Но что же мы здесь стоим? Пройдемте во дворец.

Князь легким движением сбросил пальто на руки лакея и просто сказал гостям:

- Пожалуйста, раздевайтесь.

Но гости не разделись. Они только подали свои фуражки подошедшему к ним лакею. Переступив порог столовой, гости остановились. Видимо, их поразил вид комнаты. Большой обеденный стол ослеплял белизной скатерти, блеском серебра и хрусталя. Зеркальные стекла огромных окон открывали панораму вида на цветники, парк, озеро с лебедями.

- Алексей, - сказал князь, - доложите папа, что у нас гости, и мы ждем его в столовую.

Когда Алексей доложил старому князю о гостях, тот, выслушав его, приказал: ''Подай мне парадный мундир''.

Расправив плечи, слегка откинув голову, четким шагом вошел старый князь в столовую. Он имел вид генерала, вышедшего на смотр войска.

- Здравствуйте, господа! – отчеканил князь.

То ли вспомнилась армейская привычка прошлых лет, а, может быть, просто появилось желание потешить старика, - комиссары вытянулись во фронт и дружно гаркнули:

- Здравия желаем, ваше превосходительство!

Молодой князь с улыбкой смотрел на происходящую перед ним сцену.

- Алексей, - сказал старый князь, просите княгиню пожаловать к обеду.

Когда Алексей, постучав, вошел в будуар княгини, она уже была одета и готова, чтобы идти в столовую. Доложив ей просьбу князя, Алексей посчитал нужным также сообщить ей о комиссарах.

- Ваше сиятельство, - сказал он, - у нас гости.

- Кто? – коротко осведомилась княгиня, поправляя перед зеркалом платье.

- Комиссары, - усмехнулся Алексей.

- Кто? – как бы не поняв, переспросила княгиня.

- Красные комиссары, - пояснил Алексей.

Княгиня быстро повернулась к нему. Она изменилась в лице и побелевшими губами, глухим голосом спросила:

- Они пришли нас арестовать?

- Никак нет, ваше сиятельство, успокоил её Алексей. – Они пришли поблагодарить молодого князя за …

- Довольно, - остановила его княгиня и подошла к окну. Помолчав, видимо успокоившись, продолжая глядеть в окно, уже обычным спокойным голосом сказала: ''Передайте князю – я нездорова и к обеду не выйду''.

Стены этой столовой никогда не видали, да больше никогда и не увидят такой замечательной картины, когда за обеденным столом с одной стороны в блестящем парадном генеральском мундире сидел князь со своим сыном в красивом сером английском костюме – такие чистые, с выхоленными лицами, белыми руками, говорящие на обычном русском языке, но как-то особенно красиво, а напротив них сидели люди с обожженными порохом и ветрами лицами, с почерневшими от пыли и натруженными винтовками и пулеметами руками, в пыльных кожаных куртках, не пожелавшие снять их даже к столу, люди, хотевшие завоевать для всех вот такую же чистую, красивую жизнь, за которую им, может быть, придется заплатить своей жизнью.

No comments: